статьи
ссылки
о сайте

A
Absolute body contol
Agonoize
Ah cama sotz
Allied vision
Alphonse de montfroyd
Amduscia
Aphex twin
Architect
Autechre
B
Bio tek
Birmingham 6
Blutengel
Brighter death now
Bruderschaft
C
C-tec
Cabaret voltaire
Caste
Cephalgy
Cleen
Cobalt 60
Coil
Cold war mechanizm
Combichrist
Controlled bleeding
Controlled fusion
Converter
Coptic rain
Covenant
Cubanate
Current 93
D
D.a.f
Dance or die
Dark illumination
Das ich
Dead morrozz project
Decoded feedback
Delerium
Deutsch nepal
Diary of dreams
Die form
Die krupps
Din_fiv
Dismantled
Dive
Download
E
Einsturzende neubauten
Electonic counter measures
Esplendor geometico
Eternal afflict
Evils toy
F
Fear factory
Feindflug
First human ferro
Forma tadre
Front 242
Front line assembly
Funker vogt
G
Girls under glass
Godflesh
Grayscale
Grendel
H
Haloblack
Haujobb
Humanoid nihil
Hyperdex-1-sect
I
Icon of coil
Imperative reaction
In slaughter natives
In strict confidence
Individual totem
Infra red army
J
Jaeger 90
K
Kiew
Klinik
Kmfdm
Kotra
L
Laibach
Leather strip
Lull
M
Melotron
Merzbow
Muslimgauze
My life with the thrill kill kult
N
Nachtmahr
Napalmed
Necrofix
Negative format
Neon judgement
Neuroactive
Nihil est excellence
Nine inch nails
Noise unit
Noisuf-x
Numb
O
Old monks saga
Oomph!
P
P.a.l
Pain station
Panasonic
Pitch shifter
Project pitchfork
Psychopomps
Pygmy children
R
Rammstein
Retrosic
Rotersand
Rx
S
Sabotage qcqc
Scandy
Scorn
Sitd
Skinny puppy
Snog
Solitary experiments
Soman
Sonar
Spetsnaz
Spk
Staubkind
Suicide commando
T
Tactical sekt
Techno animal
Terminal choice
Test department
The user
Throbbing gristle
Trial
Trisomie 21
V
Velvet acid christ
Vnv nation
W
Warren suicide
Winterkaelte
Wumpscut
X
Xotox
Xpq 21
Y
Yelworc
Z
Zero defects
Zweifelhaft
LAIBACH
отобразить: все материалы - инфо - обзоры - интервью

СCЫЛКИ:
    laibach official >>

инфо
laibach

Милан Фрас, Эрвин Матшек, Деян Кнез, Иван Новак

В странах реального социализма рок-музыка воспринималась по-разному. Изначально, как ранее джаз, ее считали продуктом тлетворной идеологии буржуазного общества. Однако вскоре коммунистические лидеры пришли к выводу, что рок-н-ролл можно использовать в пропагандистских целях. Наиболее покорные музыканты получили возможность записывать пластинки и выступать с концертами. Легко вообразить результаты подобного творчества. Тем не менее, вопреки стараниям чиновников и политиканов, социалистический рок неизбежно скатывался к более или менее удачному копированию не всегда лучших западных образцов.

Лишь две группы из стран социалистического лагеря добились признания среди искушенных, придирчивых западных критиков. В результате, власти Чехословакии официально объявили деятельность The Plastic People of Universe вне закона. А вот Laibach из Югославии удалось благополучно пережить годы гонений и запретов и стать заметным явлением во всемирной истории рок-музыки.

В начале 80-х годов политическая ситуация в Европе не вызывала особого оптимизма. Частичный бойкот московской олимпиады, польский кризис, смерть югославского вождя Иосифа Броз Тито.

26 сентября 1980 года властями города Трбове, расположенного в шахтерском крае наиболее промышленно развитой югославской республики Словения, была запрещена деятельность малоизвестной группы Laibach. Биографии музыкантов не предаются огласке по сей день, поскольку, согласно идеологии коллектива единомышленников, они не имеют никакого значения и не оказывают положительного влияния на творчество. Однако известен состав участников, остающийся неизменным на протяжении почти двух десятков лет плодотворной работы в шоу-бизнесе — это Милан Фрас, Эрвин Матшек, Деян Кнез и Иван Новак.

Сначала основным средством самовыражения музыкантов была пластика. В картинах, плакатах, сюрреалистических театрализованных представлениях. Стилистика была близка немецкому экспрессионизму. На выставках и во время хэппенингов звучали композиции британской экспериментальной группы Throbbing Gristle. Стали вырисовываться первые черты собственной идеологии Laibach, создатели которой решили превратиться в инженеров человеческих душ. Осуществление грандиозных планов должно было проходить под аккомпанемент рок-н-ролла.

В родной Югославии Laibach стали широко известны благодаря скандалу, случившемуся в 1983 году на биеналле искусств в Загребе. Во время презентации группы демонстрировались фильмы о послевоенной истории страны со специально вмонтированными кадрами — занятиями по строевой подготовке солдат нацистской Германии, тренировками спортсменов и хирургическими операциями. Сами музыканты были одеты в военные мундиры с повязками на рукавах, на которых присутствовал какой-то таинственный знак — черный крест вписанный в шестеренку. Позднее этот графический элемент стал логотипом словенcкого проекта. Визуальный коктейль дополняла какофония звуков. Все это переполнило чашу терпения организаторов, и выступление-презентация была прервана. Участники группы считали это событие своим первым существенным успехом и в последовавших интервью начали умышленно нагнетать атмосферу вокруг Laibach. Пока все пытались выяснить, что и как следует понимать, музыканты достигли одной из своих целей — контролируемой манипуляции, впитавшей в себя их собственное видение истории пропаганды, политики, тоталитаризма и провокации. "Перед каждым концертом мы психически готовы к аресту", — заявил в одном из интервью идеолог группы Иван Новак.

Еще большую известность Laibach принесла серия концертов под названием Турне по оккупированной Европе 1983, охватившая многие европейские страны. Представители югославских посольств выражали серьезную озабоченность, поскольку словенцы рекламировали себя плакатами с запрещенным словом Laibach — немецкоязычный вариант названия столицы Словении Любляны. Вопреки стараниям дипломатов концерты ни разу не отменялись и прошли с большим успехом.

Музыкально-театрализованное путешествие Laibach по Европе вызвало живой интерес к ним большинства западных рок-изданий. Вскоре появились первые фонографические продукты группы, самым важным из которых оказался двойной альбом Rekapitulacia 1980 —1984, выпущенный в шикарном исполнении западногерманской независимой компанией Walter Ulbricht Schallfolie. Ранее фирма прославилась выпуском пластинок групп Throbbing Gristle Journey Through a Body и SPK Auto Da Fe.

Словения никогда не была независимым государством. Ее культура представляла собой сплав средневековых традиций и немецкой философской мысли. Однако уже в начале 80-х там, даже в государственных структурах, начали появляться тенденции сепаратистско-национального толка. На протяжении столетий символом единства оставался лишь словенский язык, и в тот период его популяризация имела особое значение. Нетрудно догадаться, что элитарно-концептуальные выбрыки Laibach, исполняющих большинство композиций из своего репертуара на немецком языке, вызвали бурю негодования. Музыканты пробовали обороняться от многочисленных нападок со стороны властей и местной прессы: "Использование немецкого языка обусловлено тем, что он звучит более остро, нежели родной, словенский, и имеет для нас специфическое историческое значение". Со временем земляки экспериментаторов поняли, что группа не стоит в оппозиции нарастающей волне национального самосознания. В 1985 году министерство культуры республики — Cankarijev Dom — дало официальное разрешение на проведение представления “Krst Pod Triglavom”, созданного по мотивам одноименной поэмы народного поэта Франца Прешема. Организацией шоу занялось творческое объединение Neue Slowenische Kunst (NSK) (Новое словенское искусство), состоявшее из группы балетной пластики Irvin, театров Sister Scipior Nasice и Rdeci Pilot, а также студии графики Nowy Kolertywizm. За идеологию и музыкальное сопровождение, конечно, отвечали Laibach. После премьеры спектакля уже никто не сомневался в том, что молодые эксцентрики оказали своевременную поддержку народному фронту Словении. Кстати, спустя годы после смерти одного из основателей группы Томаша Хосника, повесившегося в 1982 году на сеновале — характерном строении для местной архитектуры, некоторые поклонники Laibach и идей словенского национального возрождения считают это самоубийство особым символом.

Neue Slowenische Kunst (NSK), первоначально представлявшее собой чисто творческое объединение единомышленников, вскоре, стараниями музыкантов Laibach, трансформировалось в своеобразное независимое государство без территории. Это весьма напоминает идею Джона Леннона, некогда выдумавшего утопическую страну Нутопию, существующую без границ, без войн и ненависти. Создание НСК — осуществление заветной мечты многих артистов о стране всеобщего счастья, в которой, согласно идеологии Laibach, на смену всем существующим языкам придет новая — символическая форма межнационального общения. Участники группы не скрывают, что это очередной провокационный эксперимент, но их утопическое государство благополучно существует и имеет собственные герб, флаг, паспорт, посольства в рамках конкретных современных политических, демагогических и дипломатических реалий!

Артистическая концепция Laibach, базирующаяся на соцреализме, национальном искусстве и итальянском футуризме была изначально скрупулезно продумана. Тем не менее все записи, выпущенные до подписания контракта с британской фирмой Cherry Red, не имеют особой ценности и могут быть интересны лишь самым преданным фанам в виду малой убедительности представленного материала. Однако альбом Nova Akropola полностью изменил ситуацию. Вот что писала о нем британская музыкальная пресса: "Можно ли пойти еще дальше? Ведь это — первый гениальный альбом 80-х годов" (Melody Maker); "Одна из наиболее интеллигентных культурных манипуляций со времен троянского коня" (Performance Magazine); "После этой пластинки популярная музыка и политика не смогут существовать раздельно, и этот процесс невозможно остановить" (NME). Леонард Бернстайн охарактеризовал творчество группы как классическую военную музыку, достойную нашего времени. Влиятельная газета “Sounds” признала синглами недели пластинки Sila и Die Liebe, отметив их четырьмя с половиной звездочками из пяти возможных. Laibach сделали первый серьезный шаг в музыкальной карьере.

Сначала Laibach заинтересовал европейских меломанов своим бурным диссидентским прошлым, ассоциировавшимся у западного слушателя с представлениями об угнетенном демоническими правителями населении стран, находившихся за таинственным “железным занавесом”. Чтобы гармонично вписаться в западную музыкальную действительность, группа была вынуждена принять существующие в ней законы и поступиться рядом принципов. Квартет подписал контракт с влиятельной независимой компанией Mute Records, и вскоре появился альбом Opus Dei, в который вошли известные обработки хитов Life Is Life австрийской группы Opus и One Vision — Queen. Естественно, они весьма отдаленно напоминали оригиналы, и таким образом, согласно заявлениям идеологов нового искусства, Laibach подчеркивали, что репрессивность кроется даже в наиболее демократических странах мира. Это тоталитарное диско оказалось настолько привлекательным, что Opus Dei мгновенно вошел в британский список наиболее популярных альбомов. Сложилась любопытная ситуация: группа, нарочито подчеркивавшая свои манипуляторские способности, оказалась добровольно втянутой в круговорот типичной продукции западной поп-музыки. В этот момент исчезла граница между помпезным рок-тоталитаризмом и новым костюмом Боя Джорджа. Впрочем, по мнению специалистов шоу-бизнеса, для достижения поставленной цели хороши все средства.

Музыканты группы поняли, что совершили опрометчивый шаг, и решили срочно вернуться к исконному средству самовыражения — провокации. Дабы выполнить очередную задачу, надо было нанести сокрушительный удар по непререкаемым авторитетам британской поп-музыки. Наиболее подходящими мишенями оказались Beatles и Rolling Stones.

Выходом мини-альбома с шестью новыми версиями известного хита тандема Мик ДжаггерКит Ричардс Sympathy For The Devil, предварившего появление альбома Let It Be, в который вошли интерпретации всех, кроме заглавной, песен Beatles, группа Laibach нанесла удар в само сердце самодовольного британского музыкального общества. Яркий пример тому — совместное исполнение песни Let It Be в рамках акции Live Aid популярными музыкантами во главе с самим Полом Маккартни. На самом деле — это симптом нового заболевания системы шоу-бизнеса, единственной целью которого является возбуждение интереса публики с последующим увеличением количества продаж сольных альбомов участников проекта.

В последующих альбомах Laibach присутствует все, кроме самолюбования и атмосферы идиллии. Творчество группы — крайне своеобразный подход к общепринятым представлениям о массовой культуре. Все песни, подвергаемые безжалостной обработке, полностью меняют свой первозданный вид, в то время как тексты остаются без изменений.

Laibach шокирует, пугает, но прежде всего умело подводит к мысли о том, что смертельная опасность кроется в нас самих и в нашем ближайшем окружении. Трудно предсказать, кто или что после выхода последнего альбома Jesus Christ Superstars будет очередной мишенью группы, поскольку выбор неограничен.

2003


обзоры
jesus christ superstars

coverLaibach всегда отличались весьма оригинальными постмодернистскими трактовками всемирно-известных хитов. Ну а этим альбомом патриархи индастриала решились преподнести небольшой сюрприз Эндрю Ллойд Веберу (кстати, аккурат к 25-летию появления на свет божий его бессмертной, будем надеется, оперы). И знаете, им это удалось на славу. Как-то год назад я безуспешно пытался выведать у Ивана Новака (лидера Laibach) почему группа сменила их легко узнаваемый брутальный стиль на дешевые технопобулькивания (это я об альбоме NATO). "Главный Лайбах" отнекивался, рисовал какие-то схемы, но ответа на вопрос, я так и не услышал. А ответ был достаточно прост. Группа испытывала серьезный кризис. Но теперь кризис прошел! Laibach вернулись к истокам, к тому с чего они начинали: жесткому гитарному звуку, театральности, мистическому восприятию бытия. Их новый альбом больше всего напоминает их самую удачную (на мой взгляд) программу Macbeth, а тот кто видел клип God Is God думаю простит этому уникальному коллективу их невинный электронный эксперимент образца 1994 года.

по материалам страницы Дениса Белевича

Таа-а-а-к, посмотрим... Laibach всегда претендовали на лавры теневого правительства в ранних альбомах. Экономику мы прошли (Kapital), война была (NATO), шоу-бизнес испытали (Beatles). Какой следующий шаг? Религия, ну конечно!

Несмотря на то, что металлическая гитара отчетливо доминирует в этом альбоме, им все-же удалось сохранить себя. На этот раз Laibach делает только две кавер-версии, - The Cross, в оригинале принадлежащая Prince (по крайней мере, так его называют) и Jesus Christ Superstars.

Вещь God is God очень торжественна и даже помпезная, изобилует гитарными риффами, синтезаторами и хоровыми вставками.

Трэк To the New Light является на самом деле переделанной версией песни My Brother на словенском языке с одноименного альбома Laibach.

По настроению песен и созданному образу невозможно сказать, отрицают ли авторы альбома Бога, симпатизируют религии, или просто пытаются заработать легких хлеб, следуя по пути сатанистских групп, потому что из некоторых текстов следует, что Бог совершенно не против время от времени повеселиться, облачившись в рясу дьявола.

Deterrent Industries
laibach (dvd)

Фильм вышел под маркой Mute Records в 2004 году. Общее воемя составляет примерно 100 минут. В сборник включены следующие клипы:

Laibach - Video DVD01. Dzrava (1986)
02. Opus Dei (1987)
03. Geburt Einer Nation (1987)
04. Sympathy for the devil (1988)
05. Across the Universe (1989)
06. Wirtschaft ist Tot (1992)
07. Final Countdown (1994)
08. In the Army Now (1995)
09. War (1995)
10. Alle Gegen Alle Live (1995)
11. God is God (1996)
12. Tanz mit Laibach (2003)
13. Das Spiel ist aus (2004).

Кроме того присутствует довольно длинный и увлекательно-содержательный фильм про нелёгкую судьбу коллектива Laibach начиная с 1984 года, а также занятные пояснения авторов ко всем текстам последнего альбома WAT.

Музыкальные клипы конечно всегда было интересно смотреть. Они полностью соответствуют видеодостижениям своего времени и представлены в спектре соответственно от наивно-романтических 80х годов до агрессивно-интенсивных 2004 года.

Наиболее удачным и зрелищным сегодня представляется видео к композиции Tanz mit Laibach. Собственно видео является плотно смонтированным попурри из клипов минулого плюс фигура марширующего солиста со страшно вращающимися глазами, который время от времени перенимает жестикуляцию у Ленина, Муссолини, Гитлера и остальных вождей разных европейских народностей. От заокеанских друзей позаимствована пропагандистская риторика и умение с достоинством держаться перед камерой, одновременно призывая к войне. Из видео становится ясным, что строка "Wir tanzen gut zusammen" вполне может быть заменена на "Wir marschieren gut zusammen" и "Wir sterben gut zusammen".

Документальный фильм о Laibach. Из него сразу становится ясно: в Словении с незапамятных времён существует какая-то тусовка, так как по словам авторов сам Laibach родом из шахтёрского югославского городишка с крепкими пролетарско-национально-патриотическими традициями.

Твёрдая и одновременно дружественная к народу и почти демократическая власть Тито сумела сплотить под своим крылом множество национальностей и даже добиться немалого процветания миролюбивой славянско-турецко-богзнаетeщёкакой балканской общности благодаря своей прозорливой полицейско-социалистической политике. И вот всё было бы хорошо, и, глядишь, Тито начал активное наступление на консервативные и агрессивные западные умы, как неудача и страшная утрата постигла югославский народ. Тито скончался. Толпы скорбящего народа тянутся за его гробом.

Югославия на грани войны. Нет больше всеобъединяющего символа единой страны. Казалось бы и маленькой Словении грозит неминуемая разруха и унижение. Но тут выходят на сцену четыре молодца в военной форме и призывают словенский народ к единению и национальному самоосознанию. Серия победоносных выступлений Laibach по Словении, а затем и по всей Югославии и Европе привели к тому, что война практически не коснулась молодого вовремя отделившегося от Югославии государства. Ну и, понятное дело, многочисленные концерты Laibach в Германии, Англии и т.п. помогли международному признанию Словении, а призывы "Руки прочь от молодой Словении" со всего мира заставили врага отступить. Laibach укрепляет мир и дружбу, организуя NSK и т.п.

Вот такая история в толковании Laibach. Видео изобилует графикой в стиле тито-поп и смотрится на одном дыхании, как хороший пропагандистский документальный фильм 70-80 годов. А почему у них такая экстравагантная форма? А чтобы обратить внимание общественности на случаи геноцида и остальные преступления Милошевича в Югославии и не только. Вобщем. в этом фильме вы найдёте много ответов на свои вопросы.

Есть ещё одна интересная часть этого ДВД. А именно комментарии к текстам песен последнего альбома WAT. Нам были растолкованы все композиции. Конечно, нелепо было бы их пересказывать в рамках этого обзора, но общее представление попытаемся передать.

Всё это подано в виде полноценных клипов с приглушённым оригинальным звуком песен и с титрами на пяти языках. Комментарии озвучены каким-то стариком с явно выраженным славянским акцентом. Философия альбома в общих фразах может быть выражена следующим образом: "Мда, конец света не за горами. Не знаем, что это будет, то ли война, то ли Солнце взорвётся. В любом случае мы довольны, что человечество будет наказано за свою глупость, хватить отягощать этот мир своим присутствием. Да здравствует грядущее очищение". Возвращаясь к славянскому акценту. Особенно хорошо это сработало с композицией Barbarians are coming. Ведь речь идёт о нас, славянах, арабах, циганах и т.п. нечести с брезгливой точки зрения т.н. "западного мира". И мы рады тому, что западная цивилизация постоянно морщится и брюзжит, недовольная нашим непристойным поведением и полным отсутствием уважения к гамбургерам, Диснейленду, Мики Маусу, атомным бомбам, Кока-Коле и тому подобным ценностям.

Пожалуй, пора заканчивать. Думается, что видео должно присутствовать в каждой уважаемой коллекции. И надо отдать должное Mute Records за то, что поделились с нами этим чудесным продуктом.

Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps
Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps Laibach - Video Snaps

2005


интервью
интервью для журнала corridor of cells в 1997 году

Laibach - один из наиболее влиятельных проектов, которому недавно исполнилось уже 17 лет. Трудно описать музыку этого коллектива, особенно для человека, фанатически преданного группе с первых её альбомов. У меня появилась возможность встретиться с Иваном во время их последнего турне по Америке как раз перед их выступлением в Монреале. Речь зашла об одном из наиболее выдающихся альбомов Jesus Christ Superstars и интригующей истории проекта.


Говоря о последнем альбоме Jesus Christ Superstars можно отметить, что он имеет концепцию и не является просто набором песен. Расскажите, почему вы решили обратиться к проблеме организованной религии, и какую именно идею проповедует этот альбом?

В основном мы следовали своей интуиции, как, впрочем, и обычно, поэтому он ни к чему не приурочен. Мы всегда стараемся дать определение событиям после того, как они произошли, без опережения. Было много причин, по которым мы решили начать запись альбома, в том числе и визит Папы в Словению, после которого для нас стало очевидно, что он наиболее влиятельная личность в бизнесе развлечений. Поэтому нам показалась привлекательной идея провести параллель между шоу-бизнесом и религией, так обе эти отрасли пользуются похожими методами.

Если Nato был о крушении коммунизма на Востоке Европы, то надо полагать, что теперь значительная часть власти, которая раньше удерживалась коммунистами, перейдёт в руки церкви. Похоже на передел влияния на национальном уровне.

Да, если Nato прогнозировал начало шествия Nato по Восточной Европе, то Jesus Christ Superstars рассказывает о начале доминирования религии во всех медиа отраслях.

На вашем сайте есть фраза: "Да, мы верим в Бога, но в отличие от американцев, мы не деверяем ему". Не могли бы вы пояснить?

Очень просто. Все наши веры просто основаны на разной валюте. На наших купюрах нет лозунга "In God We Trust".

В новом альбоме много работы, включая хоровые вставки, было сделано новым участником проекта Slavko Ausenik младшим.

Вооще-то он работал с нами и над ранними альбомами Opus Dei, Sympathy For The Devil, Let It Be и NATO.

А что вы скажете о Peter Benko, который привнёс всё это металлическое звучание со своей гитарой?

Это талантливый композитор и продюссер, который плотно работает с нами в Любляне. У него есть несколько собственных проектов, но он очень скромный человек и не любит себя выпячивать. Мы решили, что неплохо бы использовать его знания и опыт. Когда мы спросили его: "В чём разница между Вагнером и Metallica?", он ответил, что разницы нет. Мы поняли, что это наш человек.

С чем связано возвращение к тяжёлой гитаре? Последний раз она звучала в Opus Dei или Let It Be, а в последнее время вы делаете в основном вещи, ориентированные на техно.

Есть несколько причин. Предмет альбома, его содержание носят отпечаток архаичности, и, когда мы искали инструмент для отображения предмета такой парадоксальной природы, металл показался наиболее подходящим и мог хорошо вписаться в общую картину. Вторая причина — это то, что мы никогда не любили конъюнктуры, а техно стало очень влиятельным направлением, что по-своему конечно хорошо, но мы не чувствуем себя неудобно в общем потоке, и предпочитаем экспериментировать самостоятельно, делая небольшие шаги вперёд, чтобы, возможно, позже совершить скачок.

Может быть, говоря о дьяволе, металл напрашивается в качестве фона?

Необязательно (смеётся). Дьявол многолик.

В альбоме в трэке In The New Light постоянно встречается фраза Brother of Mine, что, думается, перекликается с трэком Брат Мой. Какая связь между этими песнями?

Это довольно личная песня. Это личностное выражение моих религиозных ощущений. Мы всегда возвращаемся к своим открытым ранам, пытаясь разрешить свои проблемы, своеобразная терапия. Мы всегда возвращаемся к старому материалу, переосмысливая его по-новому, мы всегда обращаемся к истории в её новом, современном на сегодняшний день состоянии и так далее.

Последний альбом записывался в нескольких студиях от Любляны до Лондона. Насколько тяжело было контролировать и координировать работу над альбомом?

Это был весьма экспериментальный подход к записи альбома. На самом деле даже в Любляне мы записывали альбом в трёх разных студиях, а композиторы не всегда имели возможность прослушать весь материал. Только в Лондоне мы получили возможность наконец-то всё смикшировать. В конце концов выяснилось, что у нас на руках куча материала, который не вписывался в общую концепцию, но конкретные вещи типа Brother of Mine были проработаны идеально.

Хор, который там слышен, это Germania или какая-то другая группа?

Другая.

Это профессиональный хор? Вы работали с ним раньше?

Нет, любительский. В нашем распоряжении множество хоровых коллективов в Словении, а этот специализируется на религиозных темах. Это церковный хор.

Ты можешь пояснить надпись на обложе: 'We are of God: he that knoweth God hereath us;he that is not of God hereath us not. Hereby know we the spirit of truth, the spirit of lies, and the spirit of terror."?

Я не всё могу объяснить. Этот тект мы оставили в качесве анаграммы. Слушатель может самомтоятельно трактовать его значение.

Возвращаясь в прошлое, не мог бы ты напомнить, с чего всё началось? В одной из статей я прочёл, что Laibach начинался с группы студентов-художников, которые собирались устраивать представления на манер Throbbing Gristle во время своих выставок, а позже проект превратился в музыкальный. И произошло это где-то в 1980 году. Это так?

Не совсем. Никто из нас не имеет художественного образования. Мы только следим за искусством, экономикой, политикой и пытаемся понять, что происходит вокруг. И чем больше мы пытаемся разобраться, тем меньше понимаем. Еслы вы считаете это искусством, то, чудесно... мы занимались искусством, экспериментировали. общались, устраивали всякие акции и т.п. Мы не свалились с Марса.

Однажды я был в Югославии в городе Задар, что кажется в Хорватии в 1990. Заядя в один из местных музыкальных магазинов, я спросил, нет ли у них диска Laibach. Они были в полной растерянности и на всякий случай переспросили:"Ламбада?". Значит ли это, что в Югославии за пределами Словении вы были абсолютно неизвестны?

Нет. Мы довольно широко известны в Югославии, но просто Задар - это не совсем подходящее место для приобретения наших альбомов. Мы давали довольно много концертов в Загребе, столице Хорватии, в Белграде, довольно часто выступали в Сараево.

В одном из фильмов о Словении я пришёл к выводу, что десятиление проекта Laibach является значительным для Словении событием. Это так?

Да. Мы впервые получили возможность выступать в своём родном городе. Это небольной индустриальный городок в центре Словении. Концерт состоялся на территории огромной электростанции при 20 градусах мороза по Цельсию.

Каковы были ваши отношения с югославскими властями? Судя по тому, что альбомы выходили и выступления состоялись, вы не были запрещены, но, насколько известно, палки в колёса всё-таки вставлялись.

Да, это всё была игра с названием "политика". Да мы и не ожидали ничего другого и использовали её в своих целях.

В 1983 году сразу после военного положения вы выступали в Польше. Вы исполняли там, например, песню с названием "Ярусельский". Как прошла поездка по Польше?

Это был исторический для нас тур, и он состоял из шести концертов.

Какова была реакция публики?

В 80-х годах в Польше большинство людей были знакомы с панком и новой волной, но индустриальная музыка, как жанр была почти неизвестна. Она была неизвестна, но вызывала любопытство. Мы собирали довольно много народу и выступали совместно с английским проектом Last Few Days, который больше не существует.

Это та группа, с которой вы выпустили совместный альбом в ранние времена?

Да. Это был кассетный альбом.

Насколько для NSK, как общественного и культурного проекта важно долголетие Laibach?

Это очень разносторонний проект и он учавствует в различных акциях помимо общественной организации NSK, а NSK позволяет нам принимать участи в других медиа отраслях, в том числе и с проектами, которые входят в NSK. Мы как правило делимся друг с другом идеями (с разрешения конечно). Проект Государство NSK помогает нам лучше понять природу отношений артиста с государственной машиной. У нас есть своё государство и, мы полностью не принадлежим ни к одной нации, то есть мы не представляем Словению, Югославию, Россию, Польшу, Германию или США. Мы представляем наше собственное государство, существующее в виртуальном пространстве без границ и территорий.

Какова реакция правительства Словении на такие заявления?

Поскольку мы открыты для всех, то среди обладателей паспорта NSK есть и несколько чиновников-дипломатов Словении.

Было ли у вас официальное приглашение от рссийского правительства, когда вы открывали посольство NSK в Москве?

Нет. Это было приглашение от общественной организации, которая предостивла помещение и всё, что нужно.

Многие, кто недостаточно знаком с творчеством Laibach, имеют ошибочное представление о вас из-за той тоталитарной символики, которую вы используете. Многие считают Laibach неофашистами. Ни это ли послужило причиной, по которой снят фильм A Film From Slovenia? Там довольно ясно обозначены ваши идеалы и причины недопонимания со стороны публики.

Этот фильм сняли не совсем мы. Фильм принадлежит американскому режиссёру, ктоторый изложил своё видение того, что мы делаем. Нельзя сказать, что мы полностью разделяем идею фильма. Это только интерпретация. Мы также не считаем, что он требует какго-либо объяснения с нашей стороны. Мы никогде не боялись недомпонимания.

Когда на концертах подростки салютуют вам с поднятой рукой на фашистский манер, как вы реагируете в таких ситуациях?

Ну, мы понимаем, что они приветствуют нас.

Существует ли видеоматериал к альбому Macbeth? Будет ли опубликовано видео?

Такой материал есть, но это видео полностью относится к деятельности германского государственного театра в Гамбурге.

То есть вряд ли эта запись поступит в продажу?

Не думаю.

Вы не подумывали о том, чтобы раздобыть её?

Интересное предложение, но, думаю, театр не захочет расстаться со своей собственностью.

Одной из особенностью Laibach является то, что вы делаете большое количество перепевок. Почему их так много и почему они так важны для вас?

Ну, не так уж и много... То есть я имею в виду, что у нас достаточно и оригинальных композиций. По крайней мере достаточно для того, чтобы говорить об оригинальности в конце 20 столетия. Определённо мы не менее оригинальны, чем остальные проекты.

Я не совсем это имел в виду. Почему вы так часто возвращаетесь к интерпретации чужих работ?

Эдна из причин - это то, что мы вообще больше не верим в оригинальность. Большинство групп делают одно и то же. Пся поп-музыка и рок-культура довольствуется тремя аккордами. В театре часто принято заново интерпретировать пьесы, Шекспира, например. Так мы поступаем, например, с композицией Sympathy For The Devil. Так поступила Guns'n'Roses с этой же вещью, так делали многие группы. Здеь вы по крайней мере можете сделать оригинальную интерпретацию.

Немецкие проекты Atrocity и Das Ich сделали кавер-версию Die Liebe. Вы её слышали? Как вам понравился альбом?

Да. Великолепно.

Как вы относитесь к проектам, которые переделывают работы Laibach?

Это немного пародоксальная ситуация, но в целом положительная. Вполне возможно, что мы сделаем свои кавер-версии их кавер-версий наших кавер-версий.

Был ли какой-либо отклик от Kraftwerk на ваш альбом Trans-Slovenian Express?

Нет, не было. Я знаю, что онин в курсе об этом альбоме, но не ожидаю какой-то особенной реакции. Этот материал далёк от темы Kraftwerk, и, мы были бы даже где-то расстрноены их реакцией, возможно.

Вопрос относительно вашего первоначального вокалиста. О нём почти ничего неизвестно, кроме того, что он покончил жизнь самоубийством до того, как Laibach приобрёл известность. Что это был за человек и как его смерть повлияла на ваш коллектив?

Вы видели фильм Women In Love режиссёра Ken Russell? Ну, так вот там одного из персонажей играл Oliver Rit (не уверен, что именно так произносится его имя). Это в точности наш вокалист с его характером. Очень похож.

Прийдётся посмотреть этот фильм.

Почему он так любил одеваться в полицейсткую форму? В чём суть провокации? Он хотел выглядеть, как Тито, чтобы ещё больше разозлить полицию?

Теперь очень сложно ответить. Это его выбор. Это была даже не полицейска форма, а форма почтового ведомства или что-то такое.

Как балкансткая война повлияла на деятельность NSK? Был ли перерыв в деятельности?

Конечно война повлияла на нас, поскольку у нас всех были друзья в Югославии. Не очень приятно наблюдать за развитием событий. Но мы не сильно удивились тому, что произошло. Война уже витала в воздухе. Нектоорые даже говорили, что мы её начали, некоторы — что мы её закончили, некторые — что мы её предсказали.

Граждане NSK принимали участие в этой войне? Может быть были специально отосланные на войну?

Нет. Словении удалось избежать войны. Она началась в Словении, но продлилась не более 10 дней. За это время мы не успели даже сообразить, что произошло.

По материалам журнала Corridor of Cells, 1997
интервью в марте 1997 года

Интервью дал Иван Новак (директор группы) журналу Sonic Boom в клубе La Luna (Портланд) 24 марта 1997 года


Как изменилась Америка со времен вашего последнего визита?

Пргуливаясь по Портланду я понял, что все мои представления об американцах разрушены. Частично, возможно, из-за того, что Портланд новый город с молодым населением.

Когда вы последний раз приезжали в США с туром?

В 92-ом с Kapital.

Как изменилась ваша аудитория за последние пять лет?

Сложно сказать, потому что слушатели совершенно разные на каждом концерте. Нет общего знаменателя. Пытаться анализировать толпу, которая нас посещает очень трудно. Единственная общая черта, которая их объединяет, это то, что нас больше не называют фашистами с прежней одержимостью. Наконец-то они поняли, что мы не немцы и не русские.

На вашем последнем шоу было сильное освещение и тщательно продуманное оформление. Но поговаривают, что это уже урезанный вариант еще более грандиозного выступления.

Сейчас трудно вспоминать, о каком именно выступлении вы говорите. Слишком много времени прошло, и я не помню всё в деталях. Да, обычно делается помпезное шоу, но от части оборудования в поездках приходится отказываться. Надо выбирать, потому что в заокеанские поездки особенно много оборудования не возьмешь. Например, в мае, по возвращении из Америки, у нас будет выступление с участием более 200 человек. Здесь мы это никогда не воспроизведем. Мы отдаем себе отчёт в том, что эта поездка имеет в основном ознакомительнвй характер для американской публики. Мы вынуждены идти на большие компромисы во время выступлений по денежным соображениям.

В новом альбоме вы интерпретируете композицию 'Jesus Christ Superstar' Эта песня выбрана из-за религиозного содержания?

Весь альбом в целом не про религию. Мы всегда подчеркивали, что религия интересовала нас в контексте общей человеческой культуры. Эта песня стала неотъемлемой частью музыкальной культуры и ознаменовала начало становления своеобразной эры в жизни целого поколения людей. Она так же объясняет моральную и этическую подоплеку человеческого поведения.

Большая часть альбома посвящена определению понятия "религия" в плане современной культуры. Ведь религия пользуется теми же механизмами для формирования культа, что и рок-звезды. Папа обращается к миллионам верующих в такой манере, как это делал бы рок-идол. Так поступают знаменитости, являясь на сцену, как религиозные святые с телом Христа, а в лирике проповедуют не просто музыку. И те, и другие призывают "купить" их религию или альбомы.

Металлическая гитара в альбоме используется намного интенсивней, чем в предыдущих. Почему вы решили пойти по этому пути?

Мы постоянно возвращаемся к разным вариантам звучания, но не хотим упираться в определённое направление.

Планируются ли какие-нибудь синглы и клипы для нового альбома?

Уже выпущен сингл с шестью-семью ремиксами и видеоклип для 'Jesus Christ Superstar'

Почему вы так много внимания уделяете проблеме религии, культуры, пропаганды в своей музыке?

Мы живем в век синтезирования. Каждый повторяется с разной долей оригинальности. Единственное, в чем разница – это метод изготовления подделки. Надо собирать её, как конструктор. Нет ничего настоящего, потому что всё уже было сделано раньше. Мы с самого начала заявили, что оригинальность – не то, ради чего мы раработаем.

Какое занчение вкладывается в знак, состоящий из креста внутри кольца и треугольника? Это как-то связано с символикой NSK?

Мы никогда не использовали круг. Треугольник – это символ театра, а крест всегда был наиболее распространённым символом любой религии, культуры или идеологии. Кроме того, он является символом вселенной, и, недеемся, это отбросит любые идеологические толкования значения символа.

Вы говорите, что слушатели в конце концов перестали связывать вас с нацистами. Но наверняка вы все еще испытываете проблемы с теми, которые по-своему трактуют избранную вами эстетику исполнения песен и выступлений.

Мы никогда не воспринимали эту проблему, как следствие нашей деятельности. Нам приходится подчеркивать, что мы не нуждаемся в защите. Если человек счёл нужным по-своему интерпретировать нашу музыку, то это в большей степени зависит от его окружения, нежели от нас.

Однажды вы говорили, что используете свою музыку для того, чтобы разрушить систему, в которой музыкант вынужден работать. Есть какие-нибудь успехи на этом фронте?

Человек искусства всегда подвержен идеологическому влиянию общества, которое навязывается ему системой. Например, в Советском Союзе искусство всегда сталкивается с жестко очерченными идеологическими рамками, что приходится учытывать, прежде чем показаться перед публикой. Здесь, на западе, художник обязан придерживаться жестких стилистических ограничений, чтобы попасть в поле зрения средств информации. Необходимо пользоваться коньюнктурой рынка, чтобы выжить в финансовом плане. Все следуют вкусу потребителя, чтобы иметь возможность продолжать работать. Вот основное, с чем сталкивается искусство на пути создания.

Люди постоянно спрашивают нас, как мы выжили напротяжении 10 лет коммунизма. Это очень просто. Мы относились к системе намного серьезнее, чем она сама о себе заботилась.

Несколько лет назад вы открыли NSK для остального мира. Как работает теперь уже мировое виртуальноле правительство?

Множество людей по всему миру присоединилось к нам. NSK значительно расширились по сравнению со своим начальным состоянием. У меня нет точных цифр, но могу сказать, что примерно 5000 гражждан подтвердили о своей поддержке наших идей.

Вы считаете, что NSK явялется вашей личной Утопией?

Да. Она базируется на классических отношениях между артистом и государством. Мы не признаем существование правительства в любой форме, потому что не верим в то, что без него существование государства невозможно. Прежде чем Словения формально образовалась внутри Югославии, она представляла из себя что-то вроде Утопической системы с тем отношением государства к искусству, к которому мы стремимся. Работать было легко, потому что мы представляли несуществующее государство без правительства. После того, как Словению формально признали, нам стало значительно труднее жить. Пришлось организовать собственную страну.

Некоторые граждане NSK сравнивают его с вирусом. В то же время, я никогда не замечал, чтобы деятельность NSK разрушала систему, а наоборот, воспринимал эту организацию положительно.

Тем не менее, NSK работает подобно вирусу в том что касается его преобразования, трансформации в новую форму, мутации. Не надо оценивать NSK как нечто положительное или отрицательное. Государство просто живет, и это уже давно не зависит от нас.

Вы одеваете аксессуары с символикой NSK во время выступлений?

Да.

А у меня были проблемы с заказом вещей с такой символикой по e-mail.

Возможно это из-за того, что мы переместили информационный центр. Мы вынуждены нанять новых людей и сменить офис, потому что организация сильно выросла. Эта проблема могла стать результатом переделки общей информационной службы.

Вы хотите еще что-нибудь добавить?

Должен сказать, что выступления всегда забавляли меня. Концерт обычно полностью разрушает человека, но затем собирает его заново. Это на органическом уровне. Мы встречаем множество людей, которые хотели бы пообщаться с нами, но к сожалению такой возможности нет. Потому приходите на шоу, смотрите, и после него у меня есть несколько минут перед отъездом для тех, у кого накопились вопросы.

по материалам Sonic Boom - 1997





Условия поиска: "И" "ИЛИ"
Результатов на странице